Секреты школы Чой

Герману Васильевичу Попову
Владимиру Петровичу Толстикову
посвящаю

Недавно, пересматривая свои тетради по философии Востока и конспекты по школе Чой, подумал: а не поделиться ли мне некоторыми мыслями, которые не дают мне покоя по сей день.  Страницам около 30-и лет, а некоторые листки – вообще можно считать сорокалетними старцами. В ту далекую эпоху «размытых критериев и вечно зеленых помидоров», как ее тогда называли люди нашего круга, добывать комсомольцу «чуждые советскому человеку знания» было очень трудно, а иногда и опасно.




Докторскую диссертацию Щуцкого по переводу Канона перемен, мне удалось купить у одного йога за 30 рублей. Это была треть моей тогдашней зарплаты в то время. Книга представляла собой подпольно сделанную ксерокопию в библиотеке им Ленина. А за чтение, например,  работ Раджнеша, или если попасться под облаву в лесу за занятия карате,  можно было угодить на 4-часовый просмотр в областном КГБ кинофильма о зверствах фашистов во время 2-й Мировой войны. Кто строил наивные глаза на допросе, отделывался кинофильмом, кто упорствовал в свободомыслии, получал впоследствии более серьезные неприятности. В 80-х годах, когда у властей «немного попустило» мне удалось поступить в полулегальную секцию Чой Германа Васильевича Попова.
Мои друзья и знакомые кунгфушники отнеслись к моему увлечению Чой снисходительно, даже с некоторой иронией.



Братва вышла из подполья, 1981год.

Еще бы. В городе расцветали знаменитые школы кунгфу с древними изотерическими традициями, внушительной теоретической базой: школа Тигра и Дракона мастера Исена Исмаилова, школа Вьет-Во Дао мастера Куанга, школа Винг-Чун мастера Ту, Школа Неко, даже тайландсая школа кунгфу, которая преобразилась впоследствии в первый и единственный в Европе буддистский монастырь. Вообще Черкассы, этот город в самом сердце Украины, всегда славился своими боевыми традициями. Воинственные тюркские племена, жившие там во времена Киевской Руси, Чигирин – гетьманская столица в 17 веке, Холодноярская республика в 20-х годах прошлого века, партизаны во время 2-й Мировой войны. Всё это Черкассчина.

г.Черкассы, буддистский монастырь

А тут какой-то винегрет под названием Чой. Не иностранца, а здоровенного муромского дядьки, способного и без кунгфу сильно огорчить любого оппонента. У него один кулак, как два моих.
Надо заметить, что Герман Васильевич среди своих единомышленников никогда не скрывал, что Чой - синтезированная система, и что он не успел освоить весь ее арсенал  за время трехлетнего пребывания в Бирме. Тем не менее получил от своего учителя У Таунг Дина некую ключевую информацию.

Именно  это обстоятельство, думаю, и послужило Сенсею и его ученикам главным стимулом для разгадки ключей, реконструкции школы и вообще ее дальнейшего развития. Это привело  в итоге к формированию одной из лучших в мире систем рукопашного боя, а Герман Васильевич  заслуженно получил звание грандмастера в США за выдающиеся достижения и новаторство в области боевых искусств Мира. У меня же был еще и дополнительный стимул - свои не сведенные счеты с Черкасской кунгфушной братвой, которой я хотел доказать не только кулаками (что бывало) но и заочно теоретически, что Чой – это не менее круто, чем «медитация на звезды Большой Медведицы» и «Ускорители». А может это был и есть мой естественный путь познания школы? Ведь не зря же говорят, - школу нельзя выучить, ее можно только изучать. Предстояло ответить на вопрос, имеется ли в боевом арсенале школы сакральная составляющая, элементы, согласующиеся с мировоззренческими положениями древних китайских учений? Если да, то, с какими? В каком объеме? Как соотносятся формальные комплексы упражнений с восточной медициной? Кунгфу,  как известно, не мыслимо  без оздоровительных аспектов.

Итак, первый секрет школы Чой. Включаем Гугл-переводчик, набираем по-русски «змея», переводим на китайский, кликаем значёк «динамик» и наслаждаемся голосом робота, произносящего слово Чой.  Заметьте: ни «Шанги», ни Честь-Отвага-Интеллект, ни «Десять лепестков», ни айкидо, ни карате, ни «Змея и Птица»  клана Чан, а [чшиойя].  Скажете, - вот удивил! Этот секрет всем давным-давно известен. Да, известен, но секрет для собирающихся практиковать школу и уже практикующих не в этом, а в том, что необходимо всегда «помнить», что Чой - это школа Змеи. Только такой подход не позволит вам съехать на другую более тривиальную технику и приведет ваш стиль в пантеон Зверей У-Син. «Помнить» - это значит неизменно следовать биомеханике стиля Змеи даже в разделах «контролей» айкидо и таблицы Санбун-Ипон, вероятно, от Аритомо Мурасиге сенсея Хомбу додзё,  имеющихся в арсенале школы. 


Аритомо Мурасиге сенсей с учеником

Существует несколько разновидностей групп Зверей У-Син, например, представленные рисунках 1а, б, в. 


Рис. 1 а,б,в.

Оздоровительный комплекс Игра Пяти Зверей из китайского кажется средневекового медицинского тракта (Рис. 1в). Здесь присутствуют Олень, Медведь, Обезьяна, Дракон, Журавль. Рисунки 1а,б дают уже привязку к боевым стилям. Но, заметьте, они не дают представление о взаимоотношениях «Вращений». Или,  как принято их называть, "Первостихий"  Дерева, Огня, Земли,  Металла, Воды.  А такая привязка является важным ключевым моментом. Кстати, между прочим, для рисунка 1а Владимира Петровича Толстикова к книге Г.В.Попова «Кемпо» позировал я. Приятная сопричастность. Этот комплект стилевых человечков характерен больше вьетнамской традиции и соотносится с «Первостихиями», как на рисунке 2.

Рис.2.

По манере поведения в схватке в соответствии с принципом У Син школы  боевых искусств на Востоке подразделяются на такие стили: криволинейный мягкий, прямолинейный жесткий, криволинейный жесткий, прямолинейный мягкий и внутренне-внешний. Подсказка – Змея относится к внутренне-внешнему стилю. Отсюда у нее повышенная адаптивность к коньюктуре. Если надо она может быть прямолинейно жесткой, как в карате, криволинейной жесткой и «прилипающей», как в Винг Чун и т.д. Итак, Чой – это стиль Змеи, соответствующий «Первостихии Земли», со всеми вытекающими отсюда ее аспектами. Это Внутреннее и Внешнее, динамическое равновесие, неподвижность, податливость, дыхание, безграничие равнины и величие горы и так далее, и так далее. Змея высшее существо в пантеоне У-Син, почитаемое существо практически во всех культурах и цивилизациях. Забавно, что, если под украинской хаткой поселяется уж, то это считается хорошей приметой. Хозяйки частенько подставляют к норке блюдце с молочком для угощения. Вот такие они украинки. У них вообще, мягко говоря, особые отношения с Силами Природы. Впрочем, не будем отвлекаться на украинок, хоть и хочется. Продолжим.

Второй секрет относится к матрице базовых движений корпуса (БДК). Матрица БДК – самый главный раздел школы Чой. Без нее Чой был бы не Чой. По моим подсчетам их девять. Это, как говорят математики, необходимое и достаточное их число. Герман Васильевич, разрабатывая свой базово-кустовой метод, добавил еще три. В айкидо имеется три подобных движения, и ничего, тоже как-то справляются. Почему девять, а не двенадцать или три?

Рис. 3 а,б,в,г,д.

Впишем номера движений в таблицу рис.3а по диагонали. Затем перенесем  1 и 9, 7 и 3 в пустые клетки навстречу друг другу. В синологии такую манипуляцию называют пространственной сверткой, возможно намекая на существование еще одного измерения. В результате получаем «магический квадрат» с суммой трех последовательных чисел во всех направлениях, равной 15. Именно этот квадрат увидел Первопредок китайцев, начертанным на панцире черепахи Ло Шу. Старика изрядно «накрыло» при созерцании животного, и он на основе рисунка придумал  для китайцев письменность, систему государственного устройства, налоговую систему «Девять Дворов», медицину, геодезическую систему Фэн Шуй, математическую двоичную систему исчисления триграмм и много других полезных в хозяйстве вещей. Возможно, он не являлся автором всего перечисленного. Это не важно. Так или иначе, черепаха медленно и уверенно привела нас к триграммам, однозначно привязав каждое базовое движение к конкретной стихии У Син и триграмме Ба Гуа (Рис.3д).


 Рис. 4 а,б,в.

В связи с триграммами вспомним, как древние китайцы представляли рождение  Мира. Единое, пребывая в непроявленном состоянии У, рождает Двойственное (Инь-Ян). Двойственное создает своими сочетаниями Четыре, из Четырёх формируется Восемь  (другими словами, приобретает динамику), из Восьми рождается весь Мир (64 гексаграммы Канона Перемен Джоу И (Рис. 4а). Вспомните, - «Во Вселенной нет ничего, что не подвергалось бы переменам.  Одни перемены постоянны». Красиво! 

Вот они 64 Лепестка жизни! (Рис. 4в). Вот они! Не о них ли говорил мастер У Таунг Дин, показав два Герману Васильевичу? Остальные зашифрованы матрицей БДК.

Уж не является манифестацией описанного в предыдущем абзаце грандиозного процесса принцип формирования базовых движений - 3-е является комбинацией 1-го и 2-го и так далее?  

Коротко замечу, что аналогичный подход справедлив и при рассмотрении матриц базовых движений рук и ног. Благодаря ему удалось в одном из 6-и известных базовых движений рук идентифицировать два независимых и дополнить двумя недостающими, матрицу базовых движений ног также дополнить недостающими движениями.

Подведем итог к изложенному выше. Школу Чой можно отнести к внутренним стилям кунгфу, в основе которых лежат древние мировоззренческие учения аналогично, как и к школам кунгфу, отмеченным на рисунке 3г. Обратите внимание, что на рисунке 3г совмещены триграммы «Прежнего Неба» с пентаграммой У Син, характерной для уже проявленного Мира, т.е. с  «Поздненебесной» последовательностью Вэнь Вана, а монада не расположена под углом. Ох уж эти китайцы. «Ох уж эти сказочники». Умеют путать следы.

Третий секрет. Серьезно увлекаясь прогнозированием с помощью Канона Перемен (Джоу И) я перечитал практически всю литературу по этой теме. Встречал различные схемы Ба Гуа, в том числе и трехмерные, но они не удовлетворяли меня. Как связана динамика  пентаграммы У Син, которая запускает "Перемены" (Вселенную) с триграммами? Последние строились в виде куба на основе простого противопоставления и не давали возможности увязать себя в простой симметричной форме с пентаграммой. Решение пришло неожиданно.  В 1810 году французский математик Пуансо открыл четыре правильных звёздчатых многогранника в дополнение к "телам Платона". Звездный тетраэдр  Пуансо подошел идеально.
В его центре я расположил «пятерку», а на вершинах многогранника установил числа черепахи Ло Шу с соответсвующими этим числам триграммами последовательности Вэнь Вана. Иньские и янские триграммы заняли место в разных тетраэдрах, соответственно разделив и обозначив их мужскую и женскую природу. Так появилась схема рисунка 5.


Рис.5.

Волей неволей любопытство заставило разбираться с тетраэдром подробнее и спустя несколько лет открылось громадное некопаное мной поле. Оказалось, например, что фигуры рисунка 6 а,б,в,г,д (верхний ряд) являются разновидностями проекций звездного тетраэдра на плоскость. Таким образом получается, что звездный тетраэдр лежит в основе современных модных учений в области сакральной геометрии, рейки, торсионных полей, тороидальной волновой теории. Если учесть, что под стихиями Син китайцы подразумевали не просто некие первоэлементы, а энергии (Син в переводе дословно - Вращения, (ближайшая аналогия понятию является spin в квантовой физике), то связь звездного Ба Гуа с элементами рисунка 6 д,е,ж,з (нижний ряд) обнаруживается невооруженным глазом.

Рис. 6 а,б,в,г,д,е,ж,з.

В нашей секции разработаны несколько формальных комплексов на основе описанной матрицы базовых движений корпуса, рук и ног. При соответствующей настройке мысле-образов, как говорят ицзынисты, мы применяем их в медитативной практике. В случае прямого применения в борьбе они открывают новые интересные тактические ходы, позволяют достигать определенных психосоматических эффектов. 
Впервые такой упрощенный комплекс нами был представлен судьям и публике на 1-м Чемпионате Украины по У Шу в 1990 году. Формальный комплекс «Квадрат». В отличие от московского «Квадрата» он состоял из двух пятиэлементных перемещений по квадрату, соответственно, против и по часовой стрелке. За этот комплекс мы не взяли приз в отличие от бронзовой медали за Тай Цзи Цзюань из-за малого времени исполнения и недостаточного количества элементов, но главный судья зав. кафедрой Ба-Гуа юханьского института физкультуры Гао Гуан Вень, тем не менее, лестно отозвался о форме. 
Гао Гуан Вень

На встрече после соревнований он подтвердил, что продемонстрированные мной движения соответствуют школе Змеи, и привязка комплекса к "Стихиям" и триграммам в принципе имеет право на жизнь.
К сожалению, я не силен в сакральной геометрии рейки и прочих премудростях, но могу сказать точно, что регулярное выполнение наших комплексов матрицы БДК, назовем ее матрицей Чой, гармонизирует и физическое, и психологическое состояние.

Четвертый секрет школы Чой. Его открыл моему другу Владимиру Колываю Далай Лама. 
 

Он относился больше к медитации и духовным поискам, но в полной мере справедлив и применительно к школе. Четвертый секрет – ПРАКТИКА. Техника школы Чой чрезвычайно сложна, требует очень высокой культуры движений. В боксе, например, простительно владеть техникой коряво. За счет хорошей реакции вполне можно избежать неприятностей. Но в Чое, как в системе очень ближнего боя, ошибки чреваты неизбежным поражением.  Много труда следует затратить, чтобы овладеть ею, скоординировать руки, ноги и тело в единой волновой траектории, наполнить ее несокрушимой энергией, отдать себя полностью силам Природы.

ВЫВОДЫ.
  1.       Школа относится к внутреннему подражательному стилю пантеона У Син - стилю Змеи, энергии Земли.
  2.         Боевой арсенал школы Чой  соответствует древним мировозренческим учениям древнего Китая и вероятно некоторым современным представлениям.
  3.      Теоретические основы боевой техники позволяют реконструировать ее арсенал с высокой степенью достоверности.
  4.             Регулярно выполняя формальные комплексы Чой можно лечить даже насморк (шучу).

В заключение позвольте мне не противиться, если вы, дорогие  читатели, сочтете открытием мои представления схемы Ба Гуа в трехмерном пространстве, а также гипотезу о родстве модели Ба Гуа с научными положениями в области органической  химии, квантовой физики, изотерическими учениями Древних Греции и Иудеи, сделанным мной в середине 90-х годов прошлого века, или более скромно просто назовете эту фигуру «Трехмерная модель Ба Гуа Сай Ли».
А оправданием мне за все здесь написанное пусть послужит высказывание Джуан Дзы: «Если исповедовать искренне неистинное учение – оно станет истинным, если исповедовать неискренне даже истинное учение – оно станет неистинным».

Джуан Дзы.


В случае применения методик обучения, основанных на материалах статьи, а также использования соответствующих видеофильмов, ссылка на авторство "Клуба боевых искусств Чой селф-дефенс Украина" ОБЯЗАТЕЛЬНА.


____________________________

Рисунки, кроме рис.5, и часть фотографий к тексту автора взяты из интернета.