Герману Васильевичу Попову
Владимиру Петровичу Толстикову
посвящаю
Недавно, пересматривая свои тетради по философии Востока и конспекты по школе Чой, подумал: а не поделиться ли мне некоторыми мыслями, которые не дают мне покоя по сей день. Страницам около 30-и лет, а некоторые листки – вообще можно считать сорокалетними старцами. В ту далекую эпоху «размытых критериев и вечно зеленых помидоров», как ее тогда называли люди нашего круга, добывать комсомольцу «чуждые советскому человеку знания» было очень трудно, а иногда и опасно.
Докторскую
диссертацию Щуцкого по переводу Канона перемен, мне удалось купить у одного
йога за 30 рублей. Это была треть моей тогдашней зарплаты в то время. Книга
представляла собой подпольно сделанную ксерокопию в библиотеке им Ленина. А за
чтение, например, работ Раджнеша, или
если попасться под облаву в лесу за занятия карате, можно было угодить на 4-часовый просмотр в
областном КГБ кинофильма о зверствах фашистов во время 2-й Мировой войны. Кто строил наивные глаза на допросе, отделывался кинофильмом, кто упорствовал в
свободомыслии, получал впоследствии более серьезные неприятности. В 80-х годах,
когда у властей «немного попустило» мне удалось поступить в полулегальную
секцию Чой Германа Васильевича Попова.
Мои друзья и
знакомые кунгфушники отнеслись к моему увлечению Чой снисходительно, даже с
некоторой иронией.
Еще бы. В городе расцветали знаменитые школы кунгфу с древними изотерическими традициями, внушительной теоретической базой: школа Тигра и Дракона мастера Исена Исмаилова, школа Вьет-Во Дао мастера Куанга, школа Винг-Чун мастера Ту, Школа Неко, даже тайландсая школа кунгфу, которая преобразилась впоследствии в первый и единственный в Европе буддистский монастырь. Вообще Черкассы, этот город в самом сердце Украины, всегда славился своими боевыми традициями. Воинственные тюркские племена, жившие там во времена Киевской Руси, Чигирин – гетьманская столица в 17 веке, Холодноярская республика в 20-х годах прошлого века, партизаны во время 2-й Мировой войны. Всё это Черкассчина.
Еще бы. В городе расцветали знаменитые школы кунгфу с древними изотерическими традициями, внушительной теоретической базой: школа Тигра и Дракона мастера Исена Исмаилова, школа Вьет-Во Дао мастера Куанга, школа Винг-Чун мастера Ту, Школа Неко, даже тайландсая школа кунгфу, которая преобразилась впоследствии в первый и единственный в Европе буддистский монастырь. Вообще Черкассы, этот город в самом сердце Украины, всегда славился своими боевыми традициями. Воинственные тюркские племена, жившие там во времена Киевской Руси, Чигирин – гетьманская столица в 17 веке, Холодноярская республика в 20-х годах прошлого века, партизаны во время 2-й Мировой войны. Всё это Черкассчина.
г.Черкассы, буддистский монастырь
А тут
какой-то винегрет под названием Чой. Не иностранца, а здоровенного муромского дядьки, способного и без
кунгфу сильно огорчить любого оппонента. У него один кулак, как два моих.
Надо заметить, что
Герман Васильевич среди своих единомышленников никогда не скрывал, что Чой - синтезированная система, и что он не успел
освоить весь ее арсенал за время трехлетнего пребывания в Бирме. Тем не менее получил от своего учителя У Таунг Дина некую ключевую информацию.
Именно это
обстоятельство, думаю, и послужило Сенсею и его ученикам главным стимулом для
разгадки ключей, реконструкции школы и вообще ее дальнейшего развития. Это
привело в итоге к формированию одной из
лучших в мире систем рукопашного боя, а Герман Васильевич заслуженно получил звание грандмастера в США за выдающиеся
достижения и новаторство в области боевых искусств Мира. У меня же был еще и
дополнительный стимул - свои не сведенные счеты с Черкасской кунгфушной
братвой, которой я хотел доказать не только кулаками (что бывало) но и заочно
теоретически, что Чой – это не менее круто, чем «медитация на звезды Большой
Медведицы» и «Ускорители». А может это был и есть мой естественный путь
познания школы? Ведь не зря же говорят, - школу нельзя выучить, ее можно только изучать.
Предстояло ответить на вопрос, имеется ли в боевом арсенале школы сакральная
составляющая, элементы, согласующиеся с мировоззренческими положениями древних
китайских учений? Если да, то, с какими? В каком объеме? Как соотносятся
формальные комплексы упражнений с восточной медициной? Кунгфу, как известно, не мыслимо без оздоровительных аспектов.
Итак, первый
секрет школы Чой. Включаем Гугл-переводчик, набираем по-русски «змея», переводим
на китайский, кликаем значёк «динамик» и наслаждаемся голосом робота, произносящего
слово Чой. Заметьте: ни «Шанги», ни Честь-Отвага-Интеллект, ни
«Десять лепестков», ни айкидо, ни карате, ни «Змея и Птица» клана Чан, а [чшиойя]. Скажете, - вот удивил! Этот секрет всем
давным-давно известен. Да, известен, но секрет для собирающихся практиковать
школу и уже практикующих не в этом, а в том, что необходимо всегда «помнить»,
что Чой - это школа Змеи. Только такой подход не позволит вам съехать на
другую более тривиальную технику и приведет ваш стиль в пантеон Зверей У-Син.
«Помнить» - это значит неизменно следовать биомеханике стиля Змеи даже в
разделах «контролей» айкидо и таблицы Санбун-Ипон, вероятно, от Аритомо Мурасиге сенсея Хомбу додзё, имеющихся в
арсенале школы.
Аритомо Мурасиге сенсей с учеником
Существует
несколько разновидностей групп Зверей У-Син, например, представленные рисунках 1а,
б, в.
Оздоровительный комплекс Игра Пяти Зверей из китайского кажется средневекового медицинского тракта (Рис. 1в). Здесь присутствуют Олень, Медведь, Обезьяна, Дракон, Журавль. Рисунки 1а,б дают уже привязку к боевым стилям. Но, заметьте, они не дают представление о взаимоотношениях «Вращений». Или, как принято их называть, "Первостихий" Дерева, Огня, Земли, Металла, Воды. А такая привязка является важным ключевым моментом. Кстати, между прочим, для рисунка 1а Владимира Петровича Толстикова к книге Г.В.Попова «Кемпо» позировал я. Приятная сопричастность. Этот комплект стилевых человечков характерен больше вьетнамской традиции и соотносится с «Первостихиями», как на рисунке 2.
Рис. 1 а,б,в.
Оздоровительный комплекс Игра Пяти Зверей из китайского кажется средневекового медицинского тракта (Рис. 1в). Здесь присутствуют Олень, Медведь, Обезьяна, Дракон, Журавль. Рисунки 1а,б дают уже привязку к боевым стилям. Но, заметьте, они не дают представление о взаимоотношениях «Вращений». Или, как принято их называть, "Первостихий" Дерева, Огня, Земли, Металла, Воды. А такая привязка является важным ключевым моментом. Кстати, между прочим, для рисунка 1а Владимира Петровича Толстикова к книге Г.В.Попова «Кемпо» позировал я. Приятная сопричастность. Этот комплект стилевых человечков характерен больше вьетнамской традиции и соотносится с «Первостихиями», как на рисунке 2.
Рис.2.
По манере
поведения в схватке в соответствии с принципом У Син школы боевых искусств на Востоке подразделяются на
такие стили: криволинейный мягкий, прямолинейный жесткий, криволинейный
жесткий, прямолинейный мягкий и внутренне-внешний. Подсказка – Змея относится к
внутренне-внешнему стилю. Отсюда у нее повышенная адаптивность к коньюктуре.
Если надо она может быть прямолинейно жесткой, как в карате, криволинейной
жесткой и «прилипающей», как в Винг Чун и т.д. Итак, Чой – это стиль Змеи,
соответствующий «Первостихии Земли», со всеми вытекающими отсюда ее аспектами.
Это Внутреннее и Внешнее, динамическое равновесие, неподвижность, податливость, дыхание, безграничие
равнины и величие горы и так далее, и так далее. Змея высшее существо в
пантеоне У-Син, почитаемое существо практически во всех культурах и
цивилизациях. Забавно, что, если под украинской хаткой поселяется уж, то это
считается хорошей приметой. Хозяйки частенько подставляют к норке блюдце с
молочком для угощения. Вот такие они украинки. У них вообще, мягко говоря,
особые отношения с Силами Природы. Впрочем, не будем отвлекаться на украинок,
хоть и хочется. Продолжим.
Второй секрет
относится к матрице базовых движений корпуса (БДК). Матрица БДК – самый главный
раздел школы Чой. Без нее Чой был бы не Чой. По моим подсчетам их девять. Это,
как говорят математики, необходимое и достаточное их число. Герман Васильевич,
разрабатывая свой базово-кустовой метод, добавил еще три. В айкидо имеется три
подобных движения, и ничего, тоже как-то справляются. Почему девять, а не
двенадцать или три?
Рис. 3 а,б,в,г,д.
Впишем номера
движений в таблицу рис.3а по диагонали. Затем перенесем 1 и 9, 7 и 3 в пустые клетки навстречу друг
другу. В синологии такую манипуляцию называют пространственной сверткой, возможно намекая на существование еще одного измерения. В результате получаем
«магический квадрат» с суммой трех последовательных чисел во всех направлениях,
равной 15. Именно этот квадрат увидел Первопредок китайцев, начертанным на панцире
черепахи Ло Шу. Старика изрядно «накрыло» при созерцании животного, и он на
основе рисунка придумал для китайцев
письменность, систему государственного устройства, налоговую систему «Девять Дворов», медицину, геодезическую систему Фэн Шуй, математическую двоичную
систему исчисления триграмм и много других полезных в хозяйстве вещей. Возможно,
он не являлся автором всего перечисленного. Это не важно. Так или иначе,
черепаха медленно и уверенно привела нас к триграммам, однозначно привязав
каждое базовое движение к конкретной стихии У Син и триграмме Ба Гуа (Рис.3д).
Рис. 4 а,б,в.
В связи с
триграммами вспомним, как древние китайцы представляли рождение Мира. Единое, пребывая в непроявленном состоянии У, рождает
Двойственное (Инь-Ян). Двойственное создает своими сочетаниями Четыре, из
Четырёх формируется Восемь (другими
словами, приобретает динамику), из Восьми рождается весь Мир (64 гексаграммы Канона Перемен Джоу И (Рис. 4а). Вспомните, - «Во Вселенной нет ничего, что не
подвергалось бы переменам. Одни перемены
постоянны». Красиво!
Вот они 64 Лепестка жизни! (Рис. 4в). Вот они! Не о них ли говорил мастер У Таунг Дин, показав два Герману Васильевичу? Остальные зашифрованы матрицей БДК.
Уж не является манифестацией описанного в предыдущем абзаце грандиозного процесса принцип формирования базовых движений - 3-е является комбинацией 1-го и 2-го и так далее?
Вот они 64 Лепестка жизни! (Рис. 4в). Вот они! Не о них ли говорил мастер У Таунг Дин, показав два Герману Васильевичу? Остальные зашифрованы матрицей БДК.
Уж не является манифестацией описанного в предыдущем абзаце грандиозного процесса принцип формирования базовых движений - 3-е является комбинацией 1-го и 2-го и так далее?
Коротко замечу, что аналогичный подход справедлив и при рассмотрении матриц базовых движений рук и ног. Благодаря ему удалось в одном из 6-и известных базовых движений рук идентифицировать два независимых и дополнить двумя недостающими, матрицу базовых движений ног также дополнить недостающими движениями.
Подведем итог к изложенному выше. Школу Чой можно отнести к внутренним стилям кунгфу, в основе которых лежат древние мировоззренческие учения аналогично, как и к школам кунгфу, отмеченным на рисунке 3г. Обратите внимание, что на рисунке 3г совмещены триграммы «Прежнего Неба» с пентаграммой У Син, характерной для уже проявленного Мира, т.е. с «Поздненебесной» последовательностью Вэнь Вана, а монада не расположена под углом. Ох уж эти китайцы. «Ох уж эти сказочники». Умеют путать следы.
Третий
секрет. Серьезно увлекаясь прогнозированием с помощью Канона Перемен (Джоу И) я
перечитал практически всю литературу по этой теме. Встречал различные схемы Ба Гуа, в
том числе и трехмерные, но они не удовлетворяли меня. Как связана динамика пентаграммы У Син, которая запускает "Перемены" (Вселенную) с триграммами? Последние строились в виде куба
на основе простого противопоставления и не давали возможности увязать себя в простой
симметричной форме с пентаграммой. Решение пришло
неожиданно. В 1810 году французский математик Пуансо открыл четыре правильных звёздчатых многогранника в дополнение к "телам Платона". Звездный тетраэдр Пуансо подошел идеально.
В его центре я расположил «пятерку», а на вершинах многогранника установил числа черепахи Ло Шу с соответсвующими этим числам триграммами последовательности Вэнь Вана. Иньские и янские триграммы заняли место в разных тетраэдрах, соответственно разделив и обозначив их мужскую и женскую природу. Так появилась схема рисунка 5.
В его центре я расположил «пятерку», а на вершинах многогранника установил числа черепахи Ло Шу с соответсвующими этим числам триграммами последовательности Вэнь Вана. Иньские и янские триграммы заняли место в разных тетраэдрах, соответственно разделив и обозначив их мужскую и женскую природу. Так появилась схема рисунка 5.
Рис.5.
Волей неволей
любопытство заставило разбираться с тетраэдром подробнее и спустя несколько лет открылось громадное некопаное мной поле. Оказалось, например, что фигуры рисунка
6 а,б,в,г,д (верхний ряд) являются разновидностями проекций звездного тетраэдра
на плоскость. Таким образом получается, что звездный тетраэдр лежит в основе современных модных учений в
области сакральной геометрии, рейки, торсионных полей, тороидальной волновой
теории. Если учесть, что под стихиями Син китайцы подразумевали не просто некие
первоэлементы, а энергии (Син в переводе дословно - Вращения, (ближайшая аналогия понятию является spin в квантовой физике), то связь
звездного Ба Гуа с элементами рисунка 6 д,е,ж,з (нижний ряд) обнаруживается
невооруженным глазом.
Рис. 6 а,б,в,г,д,е,ж,з.
В нашей
секции разработаны несколько формальных комплексов на основе описанной матрицы
базовых движений корпуса, рук и ног. При соответствующей настройке
мысле-образов, как говорят ицзынисты, мы применяем их в медитативной практике. В
случае прямого применения в борьбе они открывают новые интересные тактические
ходы, позволяют достигать определенных психосоматических эффектов.
Впервые такой упрощенный комплекс нами был представлен судьям и публике на 1-м Чемпионате Украины по У Шу в 1990 году. Формальный комплекс «Квадрат». В отличие от московского «Квадрата» он состоял из двух пятиэлементных перемещений по квадрату, соответственно, против и по часовой стрелке. За этот комплекс мы не взяли приз в отличие от бронзовой медали за Тай Цзи Цзюань из-за малого времени исполнения и недостаточного количества элементов, но главный судья зав. кафедрой Ба-Гуа юханьского института физкультуры Гао Гуан Вень, тем не менее, лестно отозвался о форме.
На встрече после соревнований он подтвердил, что продемонстрированные мной движения соответствуют школе Змеи, и привязка комплекса к "Стихиям" и триграммам в принципе имеет право на жизнь.
Впервые такой упрощенный комплекс нами был представлен судьям и публике на 1-м Чемпионате Украины по У Шу в 1990 году. Формальный комплекс «Квадрат». В отличие от московского «Квадрата» он состоял из двух пятиэлементных перемещений по квадрату, соответственно, против и по часовой стрелке. За этот комплекс мы не взяли приз в отличие от бронзовой медали за Тай Цзи Цзюань из-за малого времени исполнения и недостаточного количества элементов, но главный судья зав. кафедрой Ба-Гуа юханьского института физкультуры Гао Гуан Вень, тем не менее, лестно отозвался о форме.
Гао Гуан Вень
К сожалению, я
не силен в сакральной геометрии рейки и прочих премудростях, но могу сказать
точно, что регулярное выполнение наших комплексов матрицы БДК, назовем ее
матрицей Чой, гармонизирует и физическое, и психологическое состояние.
Четвертый
секрет школы Чой. Его открыл моему другу Владимиру Колываю Далай Лама.
Он относился
больше к медитации и духовным поискам, но в полной мере справедлив и применительно к школе. Четвертый
секрет – ПРАКТИКА. Техника школы Чой чрезвычайно сложна, требует очень высокой
культуры движений. В боксе, например, простительно владеть техникой коряво. За
счет хорошей реакции вполне можно избежать неприятностей. Но в Чое, как в
системе очень ближнего боя, ошибки чреваты неизбежным поражением. Много труда следует затратить, чтобы
овладеть ею, скоординировать руки, ноги и тело в единой волновой траектории,
наполнить ее несокрушимой энергией, отдать себя полностью силам Природы.
ВЫВОДЫ.
- Школа относится к внутреннему подражательному стилю пантеона У Син - стилю Змеи, энергии Земли.
- Боевой арсенал школы Чой соответствует древним мировозренческим учениям древнего Китая и вероятно некоторым современным представлениям.
- Теоретические основы боевой техники позволяют реконструировать ее арсенал с высокой степенью достоверности.
- Регулярно выполняя формальные комплексы Чой можно лечить даже насморк (шучу).
В заключение
позвольте мне не противиться, если вы, дорогие
читатели, сочтете открытием мои представления схемы Ба Гуа в трехмерном
пространстве, а также гипотезу о родстве модели Ба Гуа с научными положениями в области органической химии, квантовой физики, изотерическими учениями Древних Греции и Иудеи, сделанным мной в середине 90-х годов прошлого века, или
более скромно просто назовете эту фигуру «Трехмерная модель Ба Гуа Сай Ли».
А оправданием
мне за все здесь написанное пусть послужит высказывание Джуан Дзы: «Если
исповедовать искренне неистинное учение – оно станет истинным, если
исповедовать неискренне даже истинное учение – оно станет неистинным».
Джуан Дзы.
В случае применения методик обучения, основанных на материалах статьи, а также использования соответствующих видеофильмов, ссылка на авторство "Клуба боевых искусств Чой селф-дефенс Украина" ОБЯЗАТЕЛЬНА.
____________________________
Рисунки, кроме рис.5, и часть фотографий к тексту автора взяты из интернета.