Эпиграф
“Мировозренческие теории древних мыслителей и современных ученых одинаково успешно описывают, явления Вселенной. Отличие заключается только в языке. В первом случае - это язык мысле-образов, во втором – язык математических формул”.
С.Г.С.
Эта статья является продолжением небольшой серии статей, посвященной теоретическим основам школы Чой. Читатели, знакомые с ними помнят , что в них речь шла о матрице базовых движений, представлении последней в виде космогонической системы древних китайцев и дальнейшей трансформации.
В этой статье мы поговорим о свойствах системы базовых движениях и применении ее, как технологии, на тренировках и в реальной обстановке.
Меня долго мучил вопрос, почему мои спарринг-партнеры после 2-го 3-го моего движения по матрице БДК не способны предвидеть мои следующие движения. Отнести это к неопытности партнеров, их нерадивости и моего супер-пупер мастерства не было оснований. Это были опытные ребята, за плечами которых был не один десяток спаррингов, да и моя техника далека от совершенства.
Ответ неожиданно пришел от «ботаников». Послушайте, Серж, - как бы мысленно обратились они ко мне, - если катнуть шар по бильярдному столу с такой силой, чтобы он много раз оттолкнулся от края стола, то уже на седьмом отталкивании Вы не сможете предсказать дальнейшую траекторию его движения. Вся траектория движения шара представляет собой не что иное, как фрактал, и, следовательно, теория фракталов очень даже может быть пригодна для математического описания Теории хаоса. Нифигасе! Теория хаоса. Непредсказуемость - это как раз то, что нам жизненно необходимо в борьбе.
Напомню. Фрактал – это геометрическая фигура, определенная часть которой повторяется снова и снова, изменяясь в размерах. Древнекитайские космогонические схемы, индийские мандалы, славянские орнаменты вышиванок все имеют фрактальную структуру. «Открытие» заново современным человеком фракталов в окружающем нас Мире, когда его можно построить хоть простым циркулем, хоть при помощи компьютера, способно коренным образом изменить восприятие Вселенной. Да, мы подозреваем, что она весьма ленивая особа, лишенная богатого воображения, но чтобы при помощи своих скупых действий, создавать окружающую нас красоту – это уже слишком. А кто или что нам мешает поступить так же?
Достаточно расположить базовые движения Чой в девяти элементную матрицу (Рис.1), как мы получаем самый настоящий фрактал. Задавая параметры смещения его элементов можно получить картинки рисунков 1,2, а если больше нечего делать и добавить еще и игру цвета, то и изображения рисунков 4, 5. Еще боле сногсшибательную картину можно получить, если наш фрактал изобразить не в двухмерном пространстве на листе бумаги или на экране компьютера, а в трехмерном, как это было представлено в статье «Секреты школы Чой». Но нам сейчас более интересно проанализировать фрактал рис.1.
Для примера самым маленьким кругам назначим соответствующие номерам базовые движения рук, средним кругам аналогичные номера базовых движений корпуса (БДК). Большой круг, таким образом, заключает в себе все базовые движения. Чтобы не усложнять картину базовые движения ног рассматривать не будем. Да это не особенно и нужно, т.к. в базовых движениях корпуса, так или иначе, присутствуют базовые движения ног.
Для примера самым маленьким кругам назначим соответствующие номерам базовые движения рук, средним кругам аналогичные номера базовых движений корпуса (БДК). Большой круг, таким образом, заключает в себе все базовые движения. Чтобы не усложнять картину базовые движения ног рассматривать не будем. Да это не особенно и нужно, т.к. в базовых движениях корпуса, так или иначе, присутствуют базовые движения ног.
Рисунок 6 дает нам полное представление о возможных движениях в схватке. Комбинируя БДК попарно, мы получаем элементарные паттерны движений, для решения тактических задач. Понятно, что эти паттерны, могут собираться в какие угодно целевые цепочки, которые также можно группировать по тому же принципу, что и исходный элемент фрактала.
Вскользь заметим, что БДК 5 имеет два состояния. Это состояние покоя и состояние динамического равновесия во время вращения. Так вот, если центральный фрактал принять, как состояние покоя, то мы сможем построить 64 паттерна. Для Чой Германа Попова количество паттернов будет равно 81. Это обстоятельство заставляет задуматься о содержании и форме базовых движений. Мало того, что они влияют на количество продуктивных паттернов, но самое главное, при непродуманном выборе их формы, может сделать систему абсолютно непригодной к применению в борьбе. Чой Германа Васильевича имеет еще несколько интересных особенностей. Паттерн, обозначенный начальной стрелкой на Рис.6 фактически представляет собой БДК 6. Переход на паттерны, отмеченные следующими стрелками, как правило, позволяют выйти за спину противника.
А если к паттернам БДК добавить паттерны БДР, то мы получаем неподъемную кучу боевых приемов, изучение которых превращает тренировку в дурное занятие. Вы теперь понимаете, почему Герман Васильевич настаивает на проработку культуры движений, а не на изучение приемов.
В заключение хочется отметить, что фрактальный подход к построению системы школы позволяет не только оптимизировать учебный процесс в школе Чой, совершенствовать ее арсенал, но так же легко анализировать боевую обстановку и действия противника. Например, вооруженные сведениями почерпнутыми из этой статьи, вы без труда увидите, как строит матрицу своих перемещений Василий Ломаченко. Кстати, термин «Матрица» мы ввели в обиход на пару десятков лет раньше, чем это сделали спортивные обозреватели бокса. А любознательным последователям Чой весьма поучительно было бы разложить на паттерны действия Виктора Смирнова в его видео санбонов, выложенных в ленте Сообщества. Уверен, это занятие легко сотрет скептические улыбки с ваших лиц, если они еще сияют.
В этой статье мы не затронули вопросы психо-энергетических аспектов фрактала Чой, но это, надеюсь, будет темой следующих публикаций.